ПАМЯТКА СТРАХОВАТЕЛЮ о формировании сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде (по состоянию на 20.12.2019)
I. Общее положение
В рамках реализации проекта «Электронная трудовая книжка» 16.12.2019 были приняты Федеральные законы №436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и №439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».
Под трудовой деятельностью понимаются периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц - иные периоды профессиональной служебной деятельности.
Согласно ст.66.1 Трудового кодекса работодатель обязан формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности каждого работника и представлять ее в порядке, установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальный лицевой счет зарегистрированных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета дополняется новым разделом «Сведения о трудовой деятельности». Новый раздел будет содержать информацию о месте работы работника, сведения о приеме на работу с указанием должности, специальности, квалификации, информацию о переводе на другую постоянную работу, сведения об увольнении, информацию о том, какую форму ведения трудовой книжки, выбрал работник (бумажную или электронную).
Федеральным Законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ устанавливается, что работодатель в течение 2020 года осуществляет следующие мероприятия:
1) принятие или изменение локальных нормативных актов (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
2) подготовка и обсуждение с уполномоченными в установленном порядке представителями работников изменений (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры;
3) обеспечение технической готовности к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР;
4) уведомление до 30 июня 2020 года включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно до 31.12.2019 одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
При выборе (оформлении заявления) работником бумажной трудовой книжки:
1) работодатель продолжит вносить сведения в бумажную трудовую книжку, но наряду с этим обязан формировать сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде и представлять их в ПФР;
2) право на дальнейшее ведение трудовой книжки сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям;
3) сохраняется право в последующем подать работодателю письменное заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде.
Лица, не имевшие возможности по 31 декабря 2020 года подать работодателю одно из заявлений (по объективным причинам), вправе сделать это в любое время, подав работодателю соответствующее заявление по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве.
При выборе (оформлении заявления) работником ведения сведений о трудовой деятельности в электронном виде, работодатель выдает работнику трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником такого заявления.
После подачи заявления о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде работник не имеет права подать заявлении о возобновлении ведения бумажной трудовой книжки.
Лицам, впервые поступающим на работу после 31 декабря 2020 года, сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю трудовую книжку и сведения о трудовой деятельности, сформированные электронном виде.
В случае выявления работником неверной или неполной информации в электронной трудовой книжке, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда России.
II. Представление страхователем сведений о трудовой деятельности работников (ст.11 Закона №27-ФЗ от 01.04.1996)
В 2020 году страхователь:
- не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имелись случаи приема, перевода, увольнения работника, и подачи работником заявлений о ведении трудовых книжек (в электронном или бумажном виде), представляет сведения на данного работника;
При представлении сведений в отношении отдельного работника впервые работодатель одновременно представляет данные о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя, то есть данные о приёме на работу, переводе на другую работу, внесенные в трудовую книжку последними до начала 2020 года.
При отсутствии в течение 2020 года в отношении отдельных сотрудников случаев приема на работу, перевода, увольнения, а также подачи вышеуказанных заявлений на оставшихся сотрудников сведения о трудовой деятельности у данного работодателя, предоставляются им не позднее 15 февраля 2021 года.
Начиная с 2021 года, страхователь:
- не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения) о приёме на работу и увольнении работника, представляет сведения на данного работника;
- не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имелись случаи перевода на другую работу и подачи работниками заявлений о порядке ведении трудовых книжек, представляет сведения данного работника, а также сведения в случае переименования организации.
Работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели-работодатели, представляют в ПФР сведения о трудовой деятельности, которые подлежали внесению в трудовые книжки по ст.66 ТК:
- наемных работников, с которыми были заключены трудовые договора (на текущий момент ведутся трудовые книжки на каждого работника);
- работников, работающих на дистанционной работе, с которыми были заключены трудовые договора (на текущий момент ведутся трудовые книжки);
- работников, работающих по совместительству, сведения о работе которых вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
В настоящее время форма отчетности в ПФР «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)» (далее – форма СЗВ-ТД) находится на согласовании и утверждении Пенсионным фондом Российской Федерации. Проект формы СЗВ-ТД, а также информация по вопросам представления сведений о трудовой деятельности размещена на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru).
Передача сведений осуществляется в рамках существующего формата взаимодействия работодателей с территориальными органами Пенсионного фонда. Страхователи, у которых в предшествующем месяце численность работающих у него зарегистрированных лиц составляет 25 и более, представляют сведения о трудовой деятельности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
III. Предоставление сведений о трудовой деятельности работнику
Работникам, на которых ведется трудовая книжка в электронном виде, работодатель обязан предоставить сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе или в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя):
- в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
- при увольнении в день прекращения трудового договора.
Такое заявление работник может подать на бумаге или в электронном виде, направив его по адресу электронной почты работодателя в порядке, установленном работодателем.
В случае если в день прекращения трудового договора работнику невозможно выдать сведения о трудовой деятельности у данного работодателя в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, работодатель обязан направить работнику такие сведения на бумажном носителе по почте заказным письмом с уведомлением.
Проект формы «Сведения о трудовой деятельности работника (СЗИ-ТД)» размещен на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru).
IV. Ответственность работодателя
Работодатель несет ответственность:
- за задержку по своей вине выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности при увольнении работника;
- за внесение в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
- за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда.
Согласно статье 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Привлечение к ответственности осуществляется территориальными органами государственной инспекции труда.
По всем возникающим вопросам обращаться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации или на сайт Отделения ПФР по Ростовской области –http://www/pfrrt.ru//.
ОТДЕЛЕНИЕ ПФР ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ