Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
image
X

Форма обратной связи


Файл:
Код защиты:

Официальные группы Администрации Кринично- Лугского сельского поселения

image
image
image

АРГУМЕНТЫ В ПОДДЕРЖКУ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ

Существующая ситуация

Численность населения Российской Федерации на 1 января 2018 года – 146,9 млн человек, из них пенсионеров – 46,5 млн человек или 31,7%, из них работающих 12,3 млн человек или 26,4% от численности пенсионеров, при этом в первые годы после наступления пенсионного возраста работает более 50% граждан. Например, в 2017 году на пенсию вышло 1,45 млн человек, продолжало работать 0,73 млн человек или 50,3%. Прогнозная оценка численности пенсионеров, которые должны были выйти на пенсию в 2019 году до увеличения трудоспособного возраста – 1 млн 629,5 тыс. человек; в 2019 году отложенный выход на пенсию на 1 год будет у 1 млн 484,4 тыс. человек.

Средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2018 году - 14 414 рублей.

 

Какова необходимость увеличивать пенсионный возраст? Почему нельзя обойтись без этой меры?

В ближайшие годы необходимо обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров, - индексацию пенсий выше инфляции. Важно понимать, что это возможно сделать, имея необходимые финансовые источники. Для пенсионной системы такими финансовыми источниками являются рост экономики и, как следствие, рост фонда оплаты труда (который, в том числе, обеспечивается за счет роста занятых), финансовая поддержка из федерального бюджета. Увеличение количества занятых, в том числе, обеспечивается за счет продления трудоспособного периода, которое компенсирует сокращение количества граждан, находящихся в трудоспособном возрасте.

Справочно. В 1970 году было 3,7 человек трудоспособного возраста на одного пенсионера, к 2019 году этот показатель составит примерно 2 человека. Нагрузка на работающих будет увеличиваться и дальше - количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн человек, количество выходящих пенсионеров составляет ежегодно 1,5-1,6 млн человек.

Показатели 55 и 60 лет в СССР появились в 1956 году. В первой половине ХХ века, как в мире, так и в СССР, произошёл переход от индивидуальной оценки утраты трудоспособности к нетрудоспособности при достижении определенного возраста. При этом предполагалось, что пенсионный возраст будет повышаться по мере увеличения продолжительности периода трудоспособности жизни человека. В СССР пенсионный возраст не пересматривали по идеологическим причинам – сохранение возраста выхода на пенсию для советских граждан было одним из зримых доказательств преимуществ социализма перед капитализмом. Но принципиально важно, что срок пенсионного возраста изначально не устанавливался навечно, он подлежал естественному развитию, что сейчас и происходит. После официального установления действующего пенсионного возраста (60/55 лет) в СССР прошло уже более 60 лет, за этот период трудоспособность не могла не измениться.

Россия – последняя из стран на пространстве СНГ, кто приступает к изменению пенсионного возраста.

Россия оказалась самой ответственной странной, которая сделала все возможное, чтобы оттянуть это решение, уже состоявшееся во всем мире. Это личная заслуга высшего руководства страны.

Повышать пенсионный возраст начали только сейчас, когда созданы необходимые условия для решения задачи по повышению продолжительности жизни «80+». Переходный период позволит синхронизировать два этих процесса.

Несмотря, на поздний «старт», мы вводим переходный период: для мужчин 10 лет, для женщин – 16 лет.

Мы предполагали обойтись менее болезненными мерами, вложили огромные средства в стимулирование рождаемости, они дадут свою положительную отдачу позже, а сейчас два, практически, подряд мировых финансовых кризиса, затронувших Россию, сдерживают темпы экономического роста, что в свою очередь оказывает замедляющее влияние на существенное улучшение социальной ситуации в стране.

Справочно. Многие страны такую политическую привязку использовали при повышении пенсионного возраста, подавая эту меру общественности, как неизбежную «цену» за их независимость (Польша, Украина, Латвия, Литва, Эстония).

Мы оставляем разницу при выходе на пенсию для мужчин и женщин, хотя весь мир практически заложил в свои реформы уравнивание возраста для обоих полов. Мы на это не идём, признавая роль женщины, несущей большую нагрузку в развитии общества.

В этом выражается наш курс на традиционные семейные ценности, не приемлющие однополые браки, стирание различий между мужчиной и женщиной, ювенальную юстицию и пр.

Государство не сиюминутно принимает решение о необходимости увеличения пенсионного возраста (фактически это приведение пенсионного возраста в соответствие с современным возрастом утраты трудоспособности), а потому что последовательно на протяжении многих лет проводит политику инвестирования средств в человеческий капитал (материнский капитал, детские пособия, образование и медицинские услуги) с тем, чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше, успешнее и с лучшим качеством жизни. На продолжение этой политики будут направлены новые меры по увеличению финансирования образования, здравоохранения, социальной сферы.

Если отказаться от подхода по более активной поддержке детей и семей, с акцентом на искусственное сохранение (как некого советского атавизма) более раннего выхода на пенсию, то в итоге общество будет в проигрыше: население будет сокращаться, качество жизни падать. Раннее вмешательство стоит дешевле, чем лечение запущенной «болезни». А мы и так с этим вопросом подзатянули.

Справочно. В Китае в качестве меры укрепления пенсионного обеспечения ввели на уровне закона материальную ответственность детей за достойное содержание родителей.

При увеличении пенсионного возраста усилия государства будут направлены на устранения всех проявлений ограничений при приеме на работу возрастных работников, чего люди давно уже требуют. Государственному надзорному органу – Роструду - будет поручено особенно следить за этим. Люди хотят работать – люди могут работать – благодаря увеличению трудоспособного периода люди будут работать после 60 лет. Доход от работы всегда выше пенсии.

 

Историческая справка

Современные пенсии по старости в нашей стране появились из пенсий по инвалидности. Инвалиды могли обеспечиваться в случае потери трудоспособности вследствие наступления старости при наличии определенного стажа (Декрет СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении инвалидов»). В этом случае старческая дряхлость как основание утраты трудоспособности определялась по медицинским показаниям индивидуально в отношении каждого заинтересованного лица.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин начал устанавливаться в нашей стране для разных категорий рабочих еще в конце 20-х годов прошлого столетия и до настоящего времени не претерпел изменений. И впервые это произошло в отношении рабочих текстильной промышленности в соответствии с постановлением Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5 января 1928 г. № 5.

При этом в 20-е годы, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла 43 года.

Затем в 1929 г. было введено пенсионное обеспечение по старости с таким же пенсионным возрастом для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»).

Сразу после этого, в 30-х годах XX века, пенсия по старости стала устанавливаться и рабочим других отраслей промышленности.

Предложенные возрастные границы соответствовали данным статистики, которая показывала, что в среднем понижение или значительное ограничение трудоспособности, вызываемое физиологическими причинами, начинает резко проявляться у мужчин начиная с 60-летнего возраста, а у женщин – с 55 лет, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 г., подтвердил указанный обычный пенсионный возраст для всех рабочих и служащих. А в 1964 году этот пенсионный возраст был установлен также для членов колхозов.

Возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин для назначения пенсии по старости, связанной с осуществлением трудовой деятельности, сохранялся и далее во всех пенсионных законах, которые сменяли друг друга в нашей стране по мере проведения пенсионных преобразований.

При этом если в 20-е годы, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла 43 года, то сейчас – 73 года.

Таким образом, в России (как и во всем мире) действующий пенсионный возраст был установлен в начале 20 века, во время тяжелейших (не сопоставимых с сегодняшним днем) условий труда и жизни, во время индустриализации и войн, затрагивающих все население, которое по сути работало в мобилизационных условиях. Причем основной (типичной) категорией пенсионеров являлись рабочие тяжелых производств.

С середины 20 века во всех странах мира, в том числе и в России,  наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда и жизни принципиально изменились, произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники  сферы услуг, фрилансеры и самозанятые.

Необходимость увеличения трудоспособного возраста назрела еще в конце 20 века.

 

Международные тенденции

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы 20 столетия.

Среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства и восточной Европы все страны, за исключением Узбекистана повысили пенсионный возраст.  Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане.

В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025-2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

Узбекистан не так давно заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового.

 

Какой может быть пенсия в условиях увеличения пенсионного возраста?

В последние 3 года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей (так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля и в 2018 году – 481 рубль).

Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год.

Важнейшим подтверждением серьезности намерений Правительства является предлагаемая к ратификации Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» №102, которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения: не менее 40 процентов замещения обеспечением по старости (в частности, пенсией) утраченного дохода.

Справочно.

Такая «связка» будет нормативно, что важно, работать на основной тезис: увеличение пенсионного возраста позволит повысить размер пенсии (низкий размер пенсии заботит людей гораздо больше, чем пенсионный возраст), потому что именно в этой конвенции содержится гарантия того, что средний размер пенсии не может быть менее 40 процентов среднего заработка.

В публичном пространстве важно отказаться от аргумента по поводу достижения в 2030 году пенсией 2,5 прожиточных минимумов пенсионера.

В Конвенции содержится и ещё одна очень важная гарантия, касающаяся непосредственно увеличения пенсионного возраста. В соответствии с п. 2 ст. 26 Конвенции: «установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране».

То есть, с одной стороны, есть гарантия, что выше 65 лет пенсионный возраст повышаться не будет, а, если это действительно когда-то потребуется, то такое решение уже невозможно будет принять без обоснования, связанного с работоспособностью (трудоспособностью) людей. В любом случае, нынешний уровень пенсионного возраста устанавливается на десятилетия.

Справочно

Конвенция охватывает все основные сферы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, безработице, старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, по материнству, инвалидности, по случаю потери кормильца, семейное обеспечение. По каждой из этих сфер Конвенция фиксирует минимальные требования.

 

Каким будет переходный период?

Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года и осуществлять постепенно с учетом достаточно длительного переходного периода.

Прежде всего, следует понимать, что программа увеличения пенсионного возраста никоим образом не затрагивает нынешних пенсионеров – для них абсолютно ничего не меняется (кроме повышения самой пенсии). А это порядка 46,5 млн. получателей пенсий (как по линии ПФР, так и «силовых» ведомств). Они, как и раньше, получают все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами, льготами и пр. Пенсионеры – вне изменений, для них всё сохраняется.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и 2019 по 2034 год для женщин.

Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.

Соответственно:

1) мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);

2) мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 год и 57 лет);

3) мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 год и 58 лет);

4) мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 год и 59 лет);

5) мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 год и 60 лет);

6) женщины 1969 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2030 году (в возрасте 61 год);

7) женщины 1970 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2032 году (в возрасте 62 лет);

8) женщины 1971 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2034 году (в возрасте 63 лет).

 

Почему пенсионный возраст планируется установить на уровне 63 и 65 лет?

Решение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием совершенно другой демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения.

Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 лет до 67,5), а для женщин на 5,4 года (с 72,26 до 77,64).

Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 лет), а для женщин 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года).

К моменту завершения переходного периода, т.е. когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, а для женщин к 2034 году на 7,64 лет и составит 85,28 лет.

Прогнозные показатели ожидаемой продолжительности жизни

Демографические показатели

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, оба пола, лет

73,5

74,3

75,1

75,8

76,6

77,3

78,0

78,4

78,8

79,1

79,5

79,8

80,1

мужчины, лет

68,6

69,4

70,2

71,0

71,8

72,5

73,3

73,8

74,3

74,7

75,1

75,5

75,8

женщины, лет

78,3

78,9

79,7

80,4

81,0

81,5

82,1

82,4

82,7

83,0

83,2

83,4

83,7

 

 

С учетом того, что женщины сегодня все активнее вовлечены в трудовой процесс, нынешнее изменение предполагает постепенное сокращение разницы между пенсионным возрастом женщин и мужчин. Однако, будет правильно не выравнивать пенсионный возраст между мужчинами и женщинами, сохраняя дифференциацию, принимая во внимание социальную роль женщины, в том числе, по уходу и воспитанию детей.

 

Как соотносится продолжительность жизни в РФ и странах, в которых установлен аналогичный пенсионный возраст?

Если посмотрим на опыт развитых стран (страны ОЭСР), то в 2015 году средняя продолжительность жизни в этих странах была около 80 лет, при уже установленном текущем пенсионном возрасте на уровне 65 лет для мужчин и женщин. 

Учитывая, что переходный период по установлению пенсионного возраста для мужчин завершится в 2028 году, а для женщин в 2034 году, то будет справедливо оценивать предлагаемый пенсионный возраст с прогнозом Росстата, в соответствии с которым ожидаемая продолжительность жизни при рождении составит в среднем 81,68 лет, что абсолютно сопоставимо с тем, что мы видим сегодня в странах ОЭСР.

Если взглянуть на страны, которые унаследовали аналогичную пенсионную систему – страны бывшего СССР, то средняя продолжительность жизни в 2015 году у них составляла около 72 лет, что сопоставимо с показателями в нашей стране. Однако пенсионный возраст в среднем уже сегодня в соседних странах составляет 62,4 года для мужчин и 58,7 лет для женщин, и будет повышаться.

Сегодня, при средней продолжительности жизни у женщин 78 лет (77,6) и страховом стаже около 30 лет, период пребывания на пенсии составляет 26 лет, т.е. 1 год стажа практически равен 1 году пенсии. Тогда как, зарубежные страны стараются выдерживать формулу 2 года стажа равны 1 году пенсии.

 

Будет ли изменен возраст для выхода на пенсию граждан, пользующихся правом досрочного выхода?

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

  1. работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно.

Справочно: всего получателей пенсий по этому основанию 2,9 млн. человек. Вышедших на пенсию по этому основанию в 2017 году 84,9 тыс. человек. Из них работающих – 54,1 тыс. человек.

Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст.

Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007-2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.

Справочно (данные Росстата в разрезе регионов за 2017 год пока отсутствуют). За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. Во многих северных регионах рост существенно выше. В Чукотском автономном округе продолжительность жизни за эти годы выросла на 6,93 года, в Ненецком автономном округе – на 6,16 года, в Республике Саха (Якутия) на 4,09 года, в Магаданской области – на 3,93 года, в Сахалинской области – на 3,76 года, в Республике Карелия – на 3,36 года, в Ханты-Мансийском автономном округе – на 3,2 года. За 2010-2017 ожидаемая продолжительность жизни выросла на 3,8 года.

  1. педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников исходя из их общественной значимости институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: никакого ужесточения требований по специальному стажу не будет. Вместе с тем исходя из общего увеличения трудоспособного возраста и для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом,   возраст, в котором эти работники   вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию)   можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

ЖЕНЩИНЫ

 

год повышения возраста трудоспособности, приобретения права на "досрочную пенсию"

общеустановленный пенсионный возраст

приобретение права на "досрочную пенсию" независимо от возраста
(спец. стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника)

год назначения

2019

56

15-30

2020

2020

57

15-30

2022

2021

58

15-30

2024

2022

59

15-30

2026

2023

60

15-30

2028

2024

61

15-30

2030

2025

62

15-30

2032

2026

63

15-30

2034

 

 

 

 

 

МУЖЧИНЫ

 

год повышения возраста трудоспособности, приобретения права на "досрочную пенсию"

общеустановленный пенсионный возраст

приобретение права на "досрочную пенсию" независимо от возраста
(спец. стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника)

год назначения

2019

61

15-30

2020

2020

62

15-30

2022

2021

63

15-30

2024

2022

64

15-30

2026

2023

65

15-30

2028

2024

65

15-30

2030

2025

65

15-30

2032

2026

65

15-30

2034

 

 

 

 

 

 

Справочно.

Получателей пенсий:

за педагогическую деятельность – 1,1 млн. человек, вышедших на пенсию по этому основанию в 2017 году - 22,9  тыс. человек., из них работающих – 19,3 тыс человек.

за медицинскую деятельность – 659 тыс. человек, вышедших на пенсию по этому основанию в 2017 году - 14,5 тыс. человек., из них работающих - 12,3 тыс.человек.

за творческую деятельность – 15,9 тыс. человек, вышедших на пенсию по этому основанию в 2017 году - 289 человек, из них работающих – 208 человек.

На рабочих местах данных категорий работников отсутствует фактор вредности который может привести к утрате здоровья, а как следствие к утрате трудоспособности.  Кроме того, как правило, эти категории работников при полной выслуге продолжают работать в профессии.

  1. государственных гражданских служащих. С 1 января 2020 года предлагается увеличение темпа роста шага увеличения трудоспособного возраста федеральным государственным служащим – по году в год.Таким образом, пенсионный возраст для госслужащих приводится в соответствие принятым решениям по темпам повышения общеустановленного возраста.
  2. граждан, которые не работали или не наработали полноценного стажа, необходимых для получения страховой пенсий, и претендуют на получение социальной пенсии. Теперь социальная пенсия будет назначаться гражданам не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно – движение так же плавное и постепенное.

Для граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности остается право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.

Справочно. Сейчас социальную пенсию по старости получают 42 тысячи человек.

 

Категории граждан, которых увеличения пенсионного возраста не коснется

Увеличение пенсионного возраста не затронет:

  1. граждан, имеющих право на назначение досрочных пенсий - занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда абочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), в связи с радиационным воздействием.
  2. . Получателей пенсий: за работу с вредными условиями труда и в горячих цехах – 1,8 млн. человек, вышедших на пенсию в 2017 году граждан этих категорий 28,6 тыс. человек, из них работающих 18,6 тыс. человек; за работу с тяжелыми условиями труда - 2,8 млн. человек, вышедших на пенсию в 2017 году граждан этих категорий – 74,2 тыс. человек, из них работающих – 48,9 тыс. человек.
  3. граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам (женщины, родившие 5 и более детей, женщины родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению с 1 группой, лилипуты (карлики). Справочно. Получателей пенсий: 1,34 млн человек. Вышедших на пенсию в 2017 году граждан этих категорий около 51,9 тыс. человек., из них работающих 24 тыс. человек.

 

Отразится ли увеличение пенсионного возраста на рынке труда? Как молодым конкурировать с теми, кто не уходит на пенсию?

Сегодня большинство пенсионеров в период до 5 лет после достижения пенсионного возраста продолжают работать. При этом в отдельных случаях для отдельных граждан, увеличение возраста выхода на пенсию, будет дополнительной гарантией со стороны государства на продолжения своей трудовой деятельности.

Безработица в стране сегодня очень низкая – 3,7 млн человек (по методике МОТ) или 4,9% трудоспособного населения, существует дефицит работоспособного населения, увеличение трудоспособного возраста необходимо рассматривать как возможность использования внутренних источников для рынка труда, наравне с активной миграционной политикой.

Вероятность прямой конкуренции между пожилыми и молодыми работниками весьма ограничена, это проистекает из существенных отличий в квалификации разновозрастных работников. Молодежь намного чаще работает в быстроразвивающихся отраслях, в основном в сфере услуг, IT, телекоммуникации и др., в то время как пожилые в  менее развивающихся традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также образовании и здравоохранении. Прямая конкуренция будет возникать у каждой из этих групп с работниками среднего возраста, но не между собой.

Кроме того, появляется дополнительная возможность для работодателя использовать многолетний профессиональный опыт людей старшего поколения, в том числе как наставников.

 

Терминология пенсионной реформы

Необходимо выводить из лексикона ряд терминов, заменяя их более элегантными:

  •  
  • "Возраст дожития" →"активное долголетие"
  • "Увеличение пенсионного возраста" →"увеличение продолжительности трудоспособного периода жизни"